ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ В 2024 ГОДУ
На фоне переориентации грузопотоков на восток Западно-Сибирская магистраль выстраивает свою работу в условиях одновременного роста транзита и грузовых перевозок во внутрироссийском сообщении. Инвестиционный бюджет, направленный на реализацию проектов в границах Западно-Сибирской железной дороги в 2024 году, составил
более 60 млрд руб. Большая часть средств была направлена на обновление парка тягового подвижного состава, повышение качества и надежности инфраструктуры железнодорожного транспорта, безопасности движения.
В 2024 году дорога получила 40 новых грузовых электровозов переменного тока серии 2ЭС5К и 3ЭС5К, 15 локомотивов постоянного тока 2ЭС6, что позволит повысить эффективность перевозочного процесса, в том числе за счет увеличения массы грузовых поездов. Кроме того, на дорогу поступило 10 маневровых тепловозов серии ТЭМ18ДМ.
Обновление электроподвижного состава способствует повышению качества обслуживания пассажиров в пригородном сообщении. Поступившие на дорогу 8 новых электропоездов серии ЭП2ДМ и ЭП2Д уже используются на самых востребованных маршрутах, в том числе, Новосибирск – Барабинск, Новосибирск – Татарская, Новосибирск – Черепаново. Пассажиры по достоинству оценили комфорт эргономичных сидений с индивидуальными USB-розетками, современную систему кондиционирования и обеззараживания воздуха. Для подъема и спуска маломобильных пассажиров в головных вагонах находятся пандусы.
Для эксплуатации на маршрутах пригородного движения в Алтайском крае получено 20 новых вагонов локомотивной тяги.
Создание комфортной среды для пассажиров является одним из приоритетных направлений деятельности Западно-Сибирской магистрали. Для решения этой задачи дорога ежегодно строит и обновляет вокзальные комплексы и остановочные платформы.
В августе на остановочной платформе Бешенцево в Алтайском крае введено в эксплуатацию пассажирское здание, построенное с использованием самых современных материалов. Внутреннее пространство оборудовано с учётом требований к комфорту и функциональности. В здании предусмотрена касса и зал ожидания на 50 мест, информационный терминал и другие сервисы. Вся пассажирская инфраструктура полностью адаптирована для маломобильных граждан – оборудованы пандусы, санитарные комнаты, тактильная дорожка.
В рамках сотрудничества железнодорожников и правительства Новосибирской области в декабре 2024 года была открыта новая пригородная пассажирская платформа Клюквенный, оборудованная всем необходимым для комфортного пользования пассажирами. Это позволит улучшить транспортную доступность восточных районов города Новосибирска.
Благодаря системной работе по развитию пассажирских перевозок, повышению качества обслуживания, уровню сервиса, доступности для населения, запуску новых маршрутов, идет рост пассажиропотока.
За 2024 год отправление пассажиров во всех видах сообщения составило
более 43 млн пассажиров, что на 5,1% больше уровня прошлого года. Поездами дальнего следования воспользовались 4,8 млн пассажиров (на 1,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года), поездами пригородного сообщения – 38,7 млн пассажиров (на 5,6% больше аналогичного периода прошлого года).
С апреля 2024 года на Западно-Сибирской магистрали было обновлено 476 км железнодорожного пути. Реконструкция проведена на участках Карбышево-2 – Фадино, Артышта-2 – Аламбай, Москаленки – Пикетное, Называевская – Кочковатский, Кочковатский – Драгунская, Черлак – Валиханово, Чебачий – Зубково, Татарская – Кабаклы, Труновское – Кожурла, Каргат – Кокошино, Крахаль – Восточная, а также на станциях Чик, Жеребцово, Новосибирск-Западный, Изынский и Инская. Работы на некоторых участках удалось завершить с опережением графика. Плановый ремонт пути позволил повысить не только надежность железнодорожной инфраструктуры, но и увеличить скорость движения грузовых и пассажирских поездов на обновленных участках.
На железнодорожной станции Тебисская Западно-Сибирской магистрали 26 ноября ввели в эксплуатацию микропроцессорную централизацию стрелок и светофоров МПЦ-ЭЛ. Переход на новое оборудование значительно повысит надёжность железнодорожной автоматики и системы безопасности. Современные средства диагностики отслеживают состояние всех устройств сигнализации, централизации и блокировки, фиксируя дефекты уже на ранних стадиях. Это дает возможность предотвратить сбои в движении поездов.
На дороге выполнен значительный объем работ в части обновления оборудования и устройств энергетического комплекса, по техническому перевооружению и реконструкции устройств контактной сети на станциях и перегонах, осуществлены технологические присоединения энергопринимающих устройств заявителей к объектам сетевого хозяйства внедрено современное электротехническое оборудование, повышающее электробезопасность.
В сентябре завершены работы по строительству здания дежурного пункта Алтайской дистанции электроснабжения на ст. Заринская. В новом многофункциональном здании, оснащённом передовыми технологиями, созданы современные условия труда. В комплексе общей площадью 667 кв. м помимо рабочих кабинетов предусмотрены комнаты для приёма пищи и сушки спецодежды, душевая, санузел, кладовые, гардеробные. В просторном техническом классе будет проводиться обучение работников с использованием мультимедийных технологий. Также в здании есть мастерская, сварочный пост и гараж с кран-балкой для ремонта.
На станции Исилькуль завершена комплексная реконструкция узла, включающая ремонт всех зданий и сооружений, обновление пассажирской инфраструктуры, пути, энергетического комплекса. Благоустроена привокзальная площадь, введён в эксплуатацию крытый пешеходный мост, оборудована новая котельная. Инвестиции в эту масштабную программу составили почти 1,5 млрд руб. Станция Исилькуль является важным звеном Западно-Сибирской магистрали. Её главная особенность в том, что она пограничная как между двумя дорогами, так и между двумя государствами. Это самый крупный междорожный стыковой пункт по размерам передачи грузовых поездов, в том числе тяжеловесных.
На полигоне Западно-Сибирской железной дороги осуществляется целенаправленная работа по привлечению средств грузоотправителей
в развитие инфраструктуры общего пользования.
1 августа 2024 года состоялось торжественное открытие второго этапа транспортно-логистического (далее – ТЛЦ) центра «Сибирский», а вместе
с ним и обновленной станции Чик. Первая очередь ТЛЦ «Сибирский», примыкающего к станции Чик, была запущена в октябре 2023 года. В рамках II этапа развития ТЛЦ построены вторая контейнерная площадка, адаптированная под применение крановой технологии, что ускорит обработку контейнерных поездов в полувагонах, и специализированный железнодорожный парк накопления и сортировки вагонов. Предполагается дальнейшее развитие уже действующей терминальной инфраструктуры.
В перспективе, мощность ТЛЦ «Сибирский» составит 1 млн ДФЭ в год.
В рамках государственно-частного партнерства железнодорожники построили на станции Чик приемо-отправочный парк из 4-х путей длиной по 1050 метров каждый. Модернизировали устройства автоматики и телемеханики, энергоснабжения, связи и вагонного хозяйства. Ввод ТЛЦ «Сибирский» уже позволил достичь увеличения объемов грузовой работы. Станция Чик кратно увеличила объемы погрузки и выгрузки. В транспортно-логистическом центре «Сибирский» применяется технология погрузки контейнеров, прибывающих в полувагонах с Дальнего Востока,
на фитинговые платформы, которые следуют дальше по маршруту, а порожние полувагоны отправляют в Кузбасс для погрузки угля. Это позволяет увеличить эффективность использования подвижного состава и инфраструктуры общего пользования в масштабах всей страны.
В 2024 году открыто примыкание новой электрифицированной железнодорожной станции необщего пользования Юрково
АО «УК «Кузбассразрезуголь» к инфраструктуре ОАО «РЖД» на станции Сарбала. В 2023-2024 годах выполнен комплекс работ: на инфраструктуре необщего пользования АО «УК «Кузбассразрезуголь» построена новая железнодорожная станция Юрково, построены дополнительные пути на железнодорожной станции Черный Калтан, на железнодорожной станции Сарбала произведена реконструкция четной горловины с устройством дополнительного примыкания, техническое перевооружение энергетических обустройств с устройством поста секционирования в нечетной горловине станции. Строительство осуществлено со значительным опережением запланированных сроков.
Реализация инвестиционных проектов холдинга позволяет повысить промышленный потенциал железной дороги, обеспечивая своевременное отправление и получение грузов, транспортную доступность для пассажиров.