Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ В 2022 ГОДУ


 
Несмотря на сложную экономическую и геопо­литическую обстановку, коллектив Западно-Сибирской железной дороги продолжает на­ращивать усилия на всех ключе­вых направлениях деятельности. Объем инвестиционной програм­мы ОАО «РЖД», реализованной на магистрали в 2022 году, составил 32 млрд руб. Стратегиче­скими задачами по-прежнему ос­тались обеспечение безопасно­сти движения, повышение транспортной доступности населения, снятие инфраструктурных огра­ничений, обновление подвижного состава и путевой техники.

В 2022 г. дорога получила 12 грузовых электровозов и 16 ма­невровых тепловозов. Пассажир­ский парк, из которого форми­руются составы поезда № 59/60 Новокузнецк - Кисловодск, по­полнился 41 новым вагоном. Кро­ме того, 30 новых пассажирских вагонов стали курсировать в по­ездах «Калина Красная» и «Про­сторы Алтая» на участках соответ­ственно Барнаул - Бийск и Бар­наул - Рубцовск.

Обновился и парк пригород­ного подвижного состава. На ма­гистраль поступили современные электропоезда серии ЭП2Д, пред­назначенные для работы в Но­восибирском, Алтайском и Ке­меровском регионах. Пассажи­ры по достоинству оценили но­вый электропоезд ЭП2Д-0135 «Томский экспресс», который в 2022 г. начал эксплуатировать­ся на маршруте Томск II - Ново­сибирск-Главный - Томск II. Он значительно повысил качество обслуживания, ускорил сообще­ние между Томской и Новоси­бирской областями.

Проводи­лись мероприятия, направлен­ные на повышение транспорт­ной доступности населения. Для удобства пассажиров, в том числе с ограниченными возможностя­ми, на ряде вокзалов были уста­новлены интерактивные спра­вочные видеотерминалы, с по­мощью которых можно полу­чить необходимую информацию, в том числе консультацию со­трудника компании по видеосвя­зи. Маломобильным пассажирам на вокзалах оказывается ситуа­ционная помощь. С начала 2022 г. ее получили 13 тыс. человек.

Продолжались работы по строительству нового вокзально­го комплекса на станции Бердск. При проектировании объекта были учтены все современные требования по созданию безбарь­ерной среды для маломобильных пассажиров. Работы планируется завершить в 2023 г.

На станции Бочаты завер­шено сооружение нового пеше­ходного моста через железно­дорожные пути взамен старого, построенного в 1965 г. Новый мост возведен с учетом всех со­временных стандартов и требо­ваний, в том числе по доступ­ности для маломобильных групп населения. Он оборудован тре­мя лифтовыми подъемниками, а также, в отличие от старого моста, имеет сходы на остров­ную посадочную платформу.

Дорога ежегодно выполня­ет план по оснащению вокзалов автоматическими камерами хра­нения. К концу 2022 г. уже было установлено 142 модуля на 756 ячеек. За прошедший год ус­лугами автоматических камер хранения воспользовались бо­лее 92 тыс. человек. Это в 2 раза боль­ше, чем годом ранее.

Продолжалась реализация масштабного проекта «Город­ская железная дорога в г. Ново­сибирске». В июне 2022 г. было утверждено задание на разработ­ку обоснования инвестиций по проекту, выполнение предпроектных работ вошло в инвестици­онную программу. В августе было подписано дополнительное соглашение о взаимодействии и со­трудничестве между ОАО «РЖД», правительством Новосибирской области и мэрией Новосибирска на 2020-2025 гг., в котором поло­жения проекта были дополнены и детализированы. Сроки оконча­ния предпроектных работ запла­нированы на декабрь 2023 г.

В рамках модернизации пу­тевого хозяйства с начала 2022 г. было оздоровлено крупными ви­дами ремонта 470 км пути, что на 10 % больше запланирован­ного. Дополнительно к плану ремонт был проведен на участках Усть-Тальменская - Среднеси­бирская, Индустрия - Красноярка, Проектная - Мереть, Камень-на- Оби - Тараданово. Все работы были выполнены в установлен­ные сроки, а на 23 участках - даже с опережением графика, что привело к общему сокраще­нию времени ремонтных работ, составившему 12 суток. Состояние полотна на отремонтированных участках, в том числе станцион­ных путях, оценено на «отлич­но».

В течение года был завершен значительный объем работ по об­новлению оборудования и уст­ройств энергетического комп­лекса. Проведены техническое перевооружение и реконструк­ция устройств контактной сети на станциях и перегонах, внедрено современное электротехническое оборудование, повышающее элек­тробезопасность, выполнено тех­ническое перевооружение тяговых подстанций Чик и Тебисская, вве­дена в эксплуатацию тяговая под­станция Киселевск.

В июне 2022 г. на участке между станциями Московка и Омск-Северный Омского же­лезнодорожного узла был сдан в постоянную эксплуатацию же­лезнодорожный мост через реку Омь. Среди его преимуществ — прочность и безопасность несу­щих конструкций, рассчитанных на пропуск грузовых поездов по­вышенной массы, а также нали­чие шумопоглощающих экранов. Он возведен в непосредственной близости от старого моста по­стройки 1955 г., который был де­монтирован после ввода нового.

Новый мост состоит из шес­ти несущих опор и пяти пролет­ных строений. Его полная длина составляет 227 м, что в 1,5 раза больше, чем у старого, а по высо­те пролетов над урезом воды это самый высокий мост в Западной Сибири. В процессе строительно-монтажных работ применялись самые передовые технологии и материалы с учетом всех требо­ваний безопасности. В ходе строительства реализованы мероприя­тия по обновлению прилегающей инфраструктуры, благоустройству территории, оборудованы безо­пасные переходы для населения, созданы условия для обслужива­ющего персонала. Новый мост через Омь — один из ключевых объектов в решении задачи по увеличению погрузки на Запад­но-Сибирской железной дороге. Он обеспечивает надежный вывоз продукции крупнейшего пред­приятия нефтяной отрасли - Ом­ского нефтеперерабатывающего завода, а это более 80 % грузов всей Омской области, отправляе­мых потребителям внутри страны и на экспорт.

На крупных сортировочных станциях магистрали — Инская в Новосибирске и Входная в Ом­ске — были установлены интер­активные пульты комплексной системы автоматизации управле­ния сортировочным процессом. Они предназначены для работы сортировочных горок с мини­мальным участием персонала, исключают ручной ввод инфор­мации, в том числе для автома­тического составления натурного листа сформированного состава.

В моторвагонном депо Алтай­ская был запущен современный вагономоечный комплекс для подготовки к рейсу пригород­ных электропоездов. Он пришел на смену старому, эксплуатиро­вавшемуся более 30 лет. Работу отечественного автоматического оборудования — щеточного блока, систем нанесения воды, моющих растворов, ополаскивания, суш­ки — на всех стадиях процесса кон­тролирует оператор с помощью системы видеонаблюдения. По­дача вагонов на мойку осущест­вляется специальным тяговым модулем. Сточные воды, направ­ляемые в очистные сооружения, проходят предварительную ме­ханическую очистку от взвесей и нефтепродуктов с помощью специальных уловителей. Ежесу­точно комплекс может обслужи­вать до восьми электропоездов, что в 4 раза больше, чем было при старом оборудовании.

Большое внимание уделяется обеспечению работников качест­венной питьевой водой. Для этого на полигоне Западно-Сибирской железной дороги систематиче­ски проводятся работы по модер­низации систем водоснабжения. В 2022 г. были реконструированы сооружения системы водоснабже­ния станции Черепаново, что по­зволило не только улучшить каче­ство питьевой воды, но и повысить эффективность водоснабжения, а также сократить будущие затра­ты на текущий ремонт.

В рамках реализации програм­мы ОАО «РЖД» «Обеспечение экологической безопасности ло­комотивных депо» на дороге были реконструированы локальные очистные сооружения эксплуа­тационных локомотивных депо Инская и Белово. Применение современных технологий и оборудования для очистки производ­ственных сточных вод позволя­ет минимизировать воздействие на окружающую среду.

Стабильный рост в прошлом году показали пассажирские пе­ревозки. За 2022 г. по­ездки по Западно-Сибирской же­лезной дороге совершили 38,9 млн пассажиров. По­ездами дальнего следования воспользовались 4,3 млн пассажиров, поездами пригородного сообще­ния - 34,6 млн.

Такие результаты на магист­рали достигаются комплексным подходом к решению задач по повышению качества обслужи­вания, а также за счет внедрения новых сервисов для пассажиров. Один из них - чат-бот в мессенджере Telegram, который позво­ляет пассажирам оформлять би­леты с использованием системы быстрых платежей (СБП). Поль­зователю необходимо подпи­саться на чат-бот, привязать но­мер телефона, выбрать маршрут и подтвердить платеж через СБП. Впервые на сети железных дорог России такая возможность была внедрена с начала октября 2022 г. в пригородной компании «Куз­басс-пригород», обслуживаю­щей маршруты электропоездов в Кемеровской и Томской обла­стях. Ожидаемым результатом стал рост числа пассажиров, ко­торые приобретают билеты на проезд с использованием бес­контактных сервисов. С момента внедрения пассажиры оформили с помощью чат-бота свыше не­скольких тысяч билетов. Воз­можностями удаленного приоб­ретения проездных документов на поезда дальнего следования се­годня пользуется каждый второй пассажир, а на пригородные по­езда - каждый четвертый. Внед­рение подобных сервисов — еще один шаг в направлении цифровизации процессов в компании.

На полигоне дороги велась це­ленаправленная работа по при­влечению средств грузоотправи­телей к развитию инфраструкту­ры общего пользования. В 2022 г. введен в постоянную эксплуа­тацию примыкающий к стан­ции Линево подъездной путь от предприятия АО «Сибирский ан­трацит», во временную эксплу­атацию введен примыкающий к станции Бирюлинская подъезд­ной путь от угольного разреза ООО СП «Барзасское товари­щество».

В октябре 2022 года в Но­восибирске был открыт Соци­ально-кадровый центр (СКЦ). Западно-Сибирская железная дорога стала одной из первых, где был начат переход на новый формат оказания социально-кадровых услуг. Функциониро­вание нового центра позволило высвободить время работников кадрового блока предприятий и дирекций для решения страте­гически важных задач — развития персонала, мотивации, адапта­ции сотрудников. При этом все функции кадрового админи­стрирования централизованы и стандартизированы. На обслу­живание в режиме одного окна были переведены подразделения Новосибирского региона, в сле­дующем году на полигоне ма­гистрали планируется создание еще восьми офисов - в Барнауле, Омске, Карасуке, Кемерово, Но­вокузнецке, Тайге, Белово и Барабинске.

Последовательная реализа­ция коллективом Западно-Си­бирской железной дороги всех запланированных инвестици­онных программ ОАО «РЖД» обеспечивает надежную работу магистрали, создает прочную основу для решения стратеги­ческих задач по формированию перспективных транспортных коридоров.