ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ В 2022 ГОДУ
Несмотря на сложную экономическую и геополитическую обстановку, коллектив Западно-Сибирской железной дороги продолжает наращивать усилия на всех ключевых направлениях деятельности. Объем инвестиционной программы ОАО «РЖД», реализованной на магистрали в 2022 году, составил 32 млрд руб. Стратегическими задачами по-прежнему остались обеспечение безопасности движения, повышение транспортной доступности населения, снятие инфраструктурных ограничений, обновление подвижного состава и путевой техники.
В 2022 г. дорога получила 12 грузовых электровозов и 16 маневровых тепловозов. Пассажирский парк, из которого формируются составы поезда № 59/60 Новокузнецк - Кисловодск, пополнился 41 новым вагоном. Кроме того, 30 новых пассажирских вагонов стали курсировать в поездах «Калина Красная» и «Просторы Алтая» на участках соответственно Барнаул - Бийск и Барнаул - Рубцовск.
Обновился и парк пригородного подвижного состава. На магистраль поступили современные электропоезда серии ЭП2Д, предназначенные для работы в Новосибирском, Алтайском и Кемеровском регионах. Пассажиры по достоинству оценили новый электропоезд ЭП2Д-0135 «Томский экспресс», который в 2022 г. начал эксплуатироваться на маршруте Томск II - Новосибирск-Главный - Томск II. Он значительно повысил качество обслуживания, ускорил сообщение между Томской и Новосибирской областями.
Проводились мероприятия, направленные на повышение транспортной доступности населения. Для удобства пассажиров, в том числе с ограниченными возможностями, на ряде вокзалов были установлены интерактивные справочные видеотерминалы, с помощью которых можно получить необходимую информацию, в том числе консультацию сотрудника компании по видеосвязи. Маломобильным пассажирам на вокзалах оказывается ситуационная помощь. С начала 2022 г. ее получили 13 тыс. человек.
Продолжались работы по строительству нового вокзального комплекса на станции Бердск. При проектировании объекта были учтены все современные требования по созданию безбарьерной среды для маломобильных пассажиров. Работы планируется завершить в 2023 г.
На станции Бочаты завершено сооружение нового пешеходного моста через железнодорожные пути взамен старого, построенного в 1965 г. Новый мост возведен с учетом всех современных стандартов и требований, в том числе по доступности для маломобильных групп населения. Он оборудован тремя лифтовыми подъемниками, а также, в отличие от старого моста, имеет сходы на островную посадочную платформу.
Дорога ежегодно выполняет план по оснащению вокзалов автоматическими камерами хранения. К концу 2022 г. уже было установлено 142 модуля на 756 ячеек. За прошедший год услугами автоматических камер хранения воспользовались более 92 тыс. человек. Это в 2 раза больше, чем годом ранее.
Продолжалась реализация масштабного проекта «Городская железная дорога в г. Новосибирске». В июне 2022 г. было утверждено задание на разработку обоснования инвестиций по проекту, выполнение предпроектных работ вошло в инвестиционную программу. В августе было подписано дополнительное соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между ОАО «РЖД», правительством Новосибирской области и мэрией Новосибирска на 2020-2025 гг., в котором положения проекта были дополнены и детализированы. Сроки окончания предпроектных работ запланированы на декабрь 2023 г.
В рамках модернизации путевого хозяйства с начала 2022 г. было оздоровлено крупными видами ремонта 470 км пути, что на 10 % больше запланированного. Дополнительно к плану ремонт был проведен на участках Усть-Тальменская - Среднесибирская, Индустрия - Красноярка, Проектная - Мереть, Камень-на- Оби - Тараданово. Все работы были выполнены в установленные сроки, а на 23 участках - даже с опережением графика, что привело к общему сокращению времени ремонтных работ, составившему 12 суток. Состояние полотна на отремонтированных участках, в том числе станционных путях, оценено на «отлично».
В течение года был завершен значительный объем работ по обновлению оборудования и устройств энергетического комплекса. Проведены техническое перевооружение и реконструкция устройств контактной сети на станциях и перегонах, внедрено современное электротехническое оборудование, повышающее электробезопасность, выполнено техническое перевооружение тяговых подстанций Чик и Тебисская, введена в эксплуатацию тяговая подстанция Киселевск.
В июне 2022 г. на участке между станциями Московка и Омск-Северный Омского железнодорожного узла был сдан в постоянную эксплуатацию железнодорожный мост через реку Омь. Среди его преимуществ — прочность и безопасность несущих конструкций, рассчитанных на пропуск грузовых поездов повышенной массы, а также наличие шумопоглощающих экранов. Он возведен в непосредственной близости от старого моста постройки 1955 г., который был демонтирован после ввода нового.
Новый мост состоит из шести несущих опор и пяти пролетных строений. Его полная длина составляет 227 м, что в 1,5 раза больше, чем у старого, а по высоте пролетов над урезом воды это самый высокий мост в Западной Сибири. В процессе строительно-монтажных работ применялись самые передовые технологии и материалы с учетом всех требований безопасности. В ходе строительства реализованы мероприятия по обновлению прилегающей инфраструктуры, благоустройству территории, оборудованы безопасные переходы для населения, созданы условия для обслуживающего персонала. Новый мост через Омь — один из ключевых объектов в решении задачи по увеличению погрузки на Западно-Сибирской железной дороге. Он обеспечивает надежный вывоз продукции крупнейшего предприятия нефтяной отрасли - Омского нефтеперерабатывающего завода, а это более 80 % грузов всей Омской области, отправляемых потребителям внутри страны и на экспорт.
На крупных сортировочных станциях магистрали — Инская в Новосибирске и Входная в Омске — были установлены интерактивные пульты комплексной системы автоматизации управления сортировочным процессом. Они предназначены для работы сортировочных горок с минимальным участием персонала, исключают ручной ввод информации, в том числе для автоматического составления натурного листа сформированного состава.
В моторвагонном депо Алтайская был запущен современный вагономоечный комплекс для подготовки к рейсу пригородных электропоездов. Он пришел на смену старому, эксплуатировавшемуся более 30 лет. Работу отечественного автоматического оборудования — щеточного блока, систем нанесения воды, моющих растворов, ополаскивания, сушки — на всех стадиях процесса контролирует оператор с помощью системы видеонаблюдения. Подача вагонов на мойку осуществляется специальным тяговым модулем. Сточные воды, направляемые в очистные сооружения, проходят предварительную механическую очистку от взвесей и нефтепродуктов с помощью специальных уловителей. Ежесуточно комплекс может обслуживать до восьми электропоездов, что в 4 раза больше, чем было при старом оборудовании.
Большое внимание уделяется обеспечению работников качественной питьевой водой. Для этого на полигоне Западно-Сибирской железной дороги систематически проводятся работы по модернизации систем водоснабжения. В 2022 г. были реконструированы сооружения системы водоснабжения станции Черепаново, что позволило не только улучшить качество питьевой воды, но и повысить эффективность водоснабжения, а также сократить будущие затраты на текущий ремонт.
В рамках реализации программы ОАО «РЖД» «Обеспечение экологической безопасности локомотивных депо» на дороге были реконструированы локальные очистные сооружения эксплуатационных локомотивных депо Инская и Белово. Применение современных технологий и оборудования для очистки производственных сточных вод позволяет минимизировать воздействие на окружающую среду.
Стабильный рост в прошлом году показали пассажирские перевозки. За 2022 г. поездки по Западно-Сибирской железной дороге совершили 38,9 млн пассажиров. Поездами дальнего следования воспользовались 4,3 млн пассажиров, поездами пригородного сообщения - 34,6 млн.
Такие результаты на магистрали достигаются комплексным подходом к решению задач по повышению качества обслуживания, а также за счет внедрения новых сервисов для пассажиров. Один из них - чат-бот в мессенджере Telegram, который позволяет пассажирам оформлять билеты с использованием системы быстрых платежей (СБП). Пользователю необходимо подписаться на чат-бот, привязать номер телефона, выбрать маршрут и подтвердить платеж через СБП. Впервые на сети железных дорог России такая возможность была внедрена с начала октября 2022 г. в пригородной компании «Кузбасс-пригород», обслуживающей маршруты электропоездов в Кемеровской и Томской областях. Ожидаемым результатом стал рост числа пассажиров, которые приобретают билеты на проезд с использованием бесконтактных сервисов. С момента внедрения пассажиры оформили с помощью чат-бота свыше нескольких тысяч билетов. Возможностями удаленного приобретения проездных документов на поезда дальнего следования сегодня пользуется каждый второй пассажир, а на пригородные поезда - каждый четвертый. Внедрение подобных сервисов — еще один шаг в направлении цифровизации процессов в компании.
На полигоне дороги велась целенаправленная работа по привлечению средств грузоотправителей к развитию инфраструктуры общего пользования. В 2022 г. введен в постоянную эксплуатацию примыкающий к станции Линево подъездной путь от предприятия АО «Сибирский антрацит», во временную эксплуатацию введен примыкающий к станции Бирюлинская подъездной путь от угольного разреза ООО СП «Барзасское товарищество».
В октябре 2022 года в Новосибирске был открыт Социально-кадровый центр (СКЦ). Западно-Сибирская железная дорога стала одной из первых, где был начат переход на новый формат оказания социально-кадровых услуг. Функционирование нового центра позволило высвободить время работников кадрового блока предприятий и дирекций для решения стратегически важных задач — развития персонала, мотивации, адаптации сотрудников. При этом все функции кадрового администрирования централизованы и стандартизированы. На обслуживание в режиме одного окна были переведены подразделения Новосибирского региона, в следующем году на полигоне магистрали планируется создание еще восьми офисов - в Барнауле, Омске, Карасуке, Кемерово, Новокузнецке, Тайге, Белово и Барабинске.
Последовательная реализация коллективом Западно-Сибирской железной дороги всех запланированных инвестиционных программ ОАО «РЖД» обеспечивает надежную работу магистрали, создает прочную основу для решения стратегических задач по формированию перспективных транспортных коридоров.