Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

бронепоезд 2.jpg


Славную страницу вписали железнодорожники сибирской магистрали, создав своими силами несколько бронепоездов. Имена этих грозных машин вошли в историю Великой Отечественной войны. Их экипажи состояли из добровольцев-железнодорожников и славно сражались на многих фронтах. Всего на Омской и Томской железных дорогах в годы войны построили 11 бронепоездов: «Советская Сибирь», «Железнодорожник Кузбасса», «Сибиряк», «Металлург Кузбасса», «Лунинец», «Омский железнодорожник», «Победа», «Киров», «За Родину», «Сибиряк-барабинец», «Железнодорожник Алтая». Первыми на дороге к строительству бронепоезда приступили железнодорожники Тайгинского узла. По инициативе работников паровозного и вагонного депо строительство бронепоезда на узле началось еще в августе 1941 г. Работали днем и ночью. Восемнадцатичасовой рабочий день считался нормой. 5-Омский железнодорожник.jpgВсе понимали: бронепоезда очень нужны фронту. Основой бронепоезда стал один из лучших паровозов депо Тайга. Его буквально «раздели», чтобы провести ревизию всех ходовых частей, прочих узлов и устройств; а затем заковать в броню, вооружить готовый поезд и отправить его на фронт.

К строительству грозной боевой машины приступили сугубо мирные люди, которые никогда не видели «живого» бронепоезда и могли судить об его устройстве лишь по фотографиям и описаниям. Бригады ремонтников, занятые на строительстве бронепоезда, дневали и ночевали в мастерских; жены, дети приносили им обеды и ужины прямо на рабочие места. Слесари-ремонтники А. Аширов, Г. Бернацкий, И. Власенко и другие под руководством техника А. Кончухидзе напряженно трудились, оснащая бронепоезд приборами освещения, отопления, связи, боевой материальной частью; навешивали бронелисты, изготовленные на Кузнецком металлургическом комбинате. В конце апреля 1942 г. бронепоезд был готов.

В начале мая 1942 г. железнодорожники Тайгинского узла доставили бронепоезд в Новосибирск. Здесь перед его проводами на фронт с экипажем встретился прославленный машинист Н.А. Лунин. Его именем и был назван бронепоезд. Под командованием старшего лейтенанта И.И. Даниловича «Лунинец» вошел в Коломне в состав 49-го Отдельного дивизиона бронепоездов. В июле 1942 г. бронепоезд «Лунинец» (№ 704) принял свой первый бой на участке Касторная – Елец. Вместе с бронепоездом «Железнодорожник Алтая» (№ 663) они составили 49-й Отдельный дивизион; сражались с врагом в районе Понырей, Шепетовки. За успешные бои в районе Шепетовки (дивизион произвел 56 огневых налетов, отразил 15 вражеских атак) приказом Верховного Главнокомандующего от 13 февраля 1944 г. дивизион удостоен почетного звания «Шепетовский».

В декабре 1942 г. из Новосибирского локомотивного депо были отправлены на фронт бронепоезда «Советская Сибирь» и «Железнодорожник Кузбасса». Эти два бронепоезда принимали участие в обороне Москвы, Ленинграда, Северного Кавказа. Экипажи только этих двух бронепоездов совершили свыше полутора тысяч огневых налетов на позиции врага, уничтожив 79 танков, 120 автомобилей, до 6000 солдат и офицеров противника. Сформированный в г. Сталинск (Новокузнецк) бронепоезд «Железнодорожник Кузбасса» был полностью укомплектован паровозными бригадами из Алтая. Машинисты В.К. Иванов, Я.М. Евлахов, Н.В. Костин, Н.С. Чернов громили врага на Кавказе.

В паровозных депо Омской железной дороги строительство и отправка на фронт бронепоездов начались с первых дней войны. На создание бронепоездов были направлены лучшие специалисты Омской дороги. Руководил работами инженер А.С. Дворжец, удостоенный за эту работу звания «Почетный железнодорожник».

К декабрю 1942 г. было построено пять бронепоездов:бронепоезд 3.jpg
в депо Омск – «Омский железнодорожник», «Киров»;
в депо Петропавловск – «Североказахстанец»;
в депо Ишим – «Патриот»;
в депо Барабинск – «Сибиряк-Барабинец».
Бронепоезд «Омский железнодорожник» строился в депо Омск под руководством мастера В.Г. Шамова, на фронт его вела бригада машинистов, в которую входили И.Т. Волобуев, А.А. Симаков, Смирнов. Бронепоезд «Омский железнодорожник», по оценке боевой бригады, надежно работал и не имел ни одной аварии. Он нанес противнику ощутимые потери.

Строительство бронепоезда «Киров» начали в депо Омск под руководством А.П. Белякова в декабре 1941 г. Работали и ремонтники, и локомотивные бригады. Здесь же были сформированы бригады, в состав которых вошли машинисты Соколов, Козловский, Федоров, помощники машинистов Борисенко, Носов, Котляров. Бронепоезд «Североказахстанец», построенный в депо Петропавловск, прибыл в пункт формирования резервов в марте 1942 г. Бронепоезда «Киров» и «Североказахстанец» вошли в состав 40-го ОДБП под командованием майора А. Лобанова. Защищали мосты через Волгу у г. Саратова, затем воевали на Южном фронте. В августе 1945 г. участвовали в разгроме Японии.

«Омский железнодорожник» и «Сибиряк-Барабинец» дооборудовались в г. Коломне, воевали в Карелии. В состав БП «Сибиряк-Барабинец» входили: паровоз, четыре платформы для орудий и пулеметов и одна для зенитной установки.

В его основе находился паровоз Ов-5744, обшитый броней. Над ним трудились мастера депо Барабинск С.Ф. Бабкин, С.Н. Рогулев, А.А. Бабенков, И.Д. Митрохин, котельщики М.Н. и М.Н. Рогулевы, И.И. Баянов, П.В. Крылов, Е.Н. Синицин, бригада А.М. Бирюкова и др. Началось строительство в ноябре 1941 г. для 47-го ОДБП. 12 февраля 1942 г. бронепоезд № 639 «Сибиряк-Барабинец» принят с оценкой «Отлично», командиром стал капитан А. Цымбаревич, машинист – П.И. Мялицын.
Кроме бронепоездов, построенных самими железнодорожниками, на базе Омского ПВРЗ зимой 1941–1942 гг. на средства, собранные жителями Омска, были построены еще два БП. Бронепоезда № 638 «Победа» и № 651 «За Родину!» в составе 27-го дивизиона п/к Ф.Г. Кочемасова в июне 1942 г. вошли в Карельский фронт в/р В.А. Фролова. БП «Победа» капитана Амельчука обслуживали бригады машинистов – омичей М. Осипова, В. Федулова, Г. Высоцкого. Огненными машинистами называли тех, кто, подвергая себя смертельному риску, водил бронепоезда. «Крепости на колесах» использовали на советско-германском фронте обе воюющие стороны. С советской стороны в годы войны было задействовано 200 бронепоездов. В боевое формирование крепости на колесах обычно входили бронепаровоз, две крытые и две открытые артиллерийские бронеплощадки и четыре двухосные контрольные платформы.

3-Бийский бронепоезд.jpgНа крытой бронеплощадке устанавливались две пушки и четыре бортовых станковых пулемета в шаровых гнездах, на открытой – полуавтоматические зенитные пушки, в середине – реактивные установки. На контрольных платформах размещались аварийный комплект материалов и противопожарного инвентаря: рельсы, шпалы, скрепления, ящики с песком, лопаты, инструмент, подъемные башмаки. В команду бронепоезда подбирались солдаты, крепкие духом и телом. Далеко не каждый человек мог выдержать адские условия боя, когда от одного грохота в броневой орудийной башне лопались барабанные перепонки, а пороховая гарь выедала глаза.

Омичи-железнодорожники иногда встречали друг друга на дорогах войны. Например, сохранились воспоминания А.И. Хамацкого – помощника заместителя начальника Омского ВЭО-6 по безопасности движения, бывшего машиниста-инструктора паровозного депо Ишим: «Работая в ВЭО, однажды мы узнали, что по соседству действует бронепоезд «Патриот», построенный нашим Ишимским депо. Конечно, встретились в прифронтовой полосе со старшим
машинистом бронепоезда Соколовым, тоже бывшим паровозным машинистом депо Ишим. Был свободный часок, бронепоезд стоял на запасном пути. Подошли еще знакомые товарищи, все забрались на платформу, сели в кружок вокруг пулемета, и потекла дружеская беседа. Однако появившиеся самолеты с крестами прервали разговор. Бомба упала между сошками пулемета бронепоезда, пробила пол платформы, врезалась в земляное полотно. Нас вместе с платформой и пулеметом изрядно тряхнуло, колесные пары глубоко ушли в землю, а люди отделались испугом, на том и прервалась встреча земляков...»

В 1942 на Омской железной дороге также было построено два поезда-бани. Для солдат, находившихся на передовой, очень нужны были эти комплексы, позволявшие солдату помыться, побриться, прожарить форму и получить чистое белье. Обычно поезд-баня из 8–10 вагонов располагался в 10 км от
линии фронта, и за час был способен пропустить почти 100 человек. Руководил строительством поездов-бань на Омской железной дороге инженер А.И. Шанин.