Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

Разругзка воинского эшелона.jpg


В 1941–1942 гг. с предприятий сибирских железных дорог призваны в армию тысячи железнодорожников разных профессий. С Томской железной дороги только за первые три месяца войны на фронт ушли добровольцами 3500 комсомольцев. Их место заняли жены, подростки, пенсионеры. На смену ушедшим на фронт мужчинам на Омской дороге пришло работать 25 тыс. женщин, на Томской – 18 тыс. женщин, более 15 тыс. ветеранов труда, около 8 тыс. подростков.

Мальчишек и девчонок – подростков начала сороковых годов прошлого века, пришедших вместо школ на производство, справедливо называли «главным резервом тыла». К концу Великой Отечественной войны их было на заводах вместе с женщинами более 80%. Это относится и к Томской, и к Омской дорогам. За год до Победы на Омской магистрали работало 70 школьников-старшеклассников.

Они наряду с основным производством освоили выпуск в депо запчастей для паровозов, что ускоряло их ремонт. Ближе к концу войны 800 подростков Томской дороги были направлены со своих рабочих мест в техникумы и заняли ключевые посты уже после Победы.

 
Уже в июне 1941 г. на Барнаульском участке железной дороги начался прием жен железнодорожников для обучения профессиям. 177 женщин стали обучаться на токарей, весовщиков, товарных кассиров. Большинство женщин успешно овладевали сложными железнодорожными специальностями.

Они работали машинистами, диспетчерами, стрелочниками, кондукторами, проводниками и путевыми обходчиками. На Омской дороге к началу 1944 г. по сравнению с 1941 г. число женщин-машинистов увеличилось в два раза, помощников машинистов – в четыре раза, кочегаров – в десять раз, путевых обходчиков – в одиннадцать раз. В военные годы в Омском депо работали девять женщин-машинистов – Наталья Шлеева, Мария Домброва, Валентина Панина, Капитолина Остроухова, Валентина Вихрева, Полина Плотникова, Мария Горбач и другие. Помощниками и кочегарами – Мария Андронова, Елизавета Кислицина, Фекла Хомаза, Зинаида Клепалова, Елена Астафурова, Мария Синелобова и многие другие. На станции Купино в годы войны на работу в депо поступило 95 женщин, из них было обучено и работало: 13 женщин – помощниками машинистов, 21 – кочегарами, 6 – слесарями, 5 – станочниками, остальные – на других работах. Среди них – Надежда Капран, Валентина Буртенко, Кузмичева, Паруликова, Копаева, Жданова и многие другие.

Многие женщины показывали образцы самоот верженного труда. На всю Сибирь прославились имена женщин – машинистов паровозов: Н. Орловой (депо Новосибирск), Р. Кулагиной (Тайга), И. Курочкиной (Белово), З. Летуновской (Инская), Е. Новицкой (Барабинск), К. Остроуховой, М. Домбровой (Омск) и других.

Презентация5.jpg